Перейти к основному содержанию
Сайт психолога Игоря Василевского

«Черная риторика» Карстена Бредемайера

Этой книге не помешало бы похудеть (так с классификацией вопросов автор заметно перемудрил), некоторые рекомендации автора я бы рекомендовал пропустить (Бредемайер излишне агрессивен). Но в общем и целом книга стоит прочтения. Ни один спикер не застрахован от сложных вопросов и провокаций со стороны негативно настроенных слушателей. В «Черной риторике» можно найти идеи и примеры, как успешно и с достоинством выйти из подобного рода ситуаций.

Пересматривая книгу, увидел, что первое прочтение несколько лет назад не прошло для меня даром — узнал приемы и вспомнил ситуации, в которых последовал советам автора.

   Тот, кто занимается лишь опровержением аргументации противника, оставляет ему массу возможностей уйти от поражения. Заставить соперника говорить, привести его в смущение — вот чего нужно добиваться, возражая ему. И тогда успех гарантирован.
   Следует также не просто взывать к публике, а стараться задеть ее за живое и заставить задаться вопросом: «А как это касается меня лично?» Эмоции слушателей — ключ к успеху говорящего.

Карстен Бредемайер. Черная риторика. Власть и магия слова

Рецепт хорошей истории

Учиться рассказывать истории лучше всего у романистов. Это их хлеб. А также икра (черная — у хороших) и масло. Как вы понимаете, я не мог пройти мимо книги Николая Басова (каюсь, его романов не читал) «Творческое саморазвитие, или Как написать роман». Басов предлагает читателю написание романа как метод самопознания и разрешения внутренних конфликтов. Что не делает его советы по конструированию истории менее полезными.

Прочитав книгу, я выделил, говоря языком бизнеса, несколько ключевых факторов успеха истории (сам автор пишет о «10-ти элементах романа», но я немного изменил список на основе своего понимания):

  • Экспозиция рассказа, представление ситуации («ружья на стене»), обстоятельств, действующих лиц.
  • Эффектно обставленное появление главного героя.
  • Триггер, завязка сюжета, событие, нарушающее прежний ход жизни героев.
  • Конфликт как мотив действий главных героев.
  • Проблема, представляющая собой причину конфликта и подлежащая устранению или изменению. Неоднозначные конфликты более выигрышны.
  • Эскалация конфликта путем осложнения обстоятельств героя.
  • Кульминация, пик напряжения сюжета, ситуация, проявляющая характеры действующих лиц.
  • Неожиданные действия персонажей, меняющие ход рассказа и представление о личности героев.
  • Недосказанность и умалчивание важных деталей.
  • Регулярная смена обстановки и обновление информации.
  • Ясная и четкая аргументация позиций как героя, так и его антипода, что делает конфликт ярче.
  • Ложный финал. Который не стоит подавать слишком подробно.

Если примерить этот перечень, например, к «Самогонным хроникам», лучшей, на мой вкус, российской истории успеха, то можно обнаружить и триггер (в виде бутылки ирландского виски), и конфликт («В костюмах наемных работников нам всегда было тесно»), и проблему («Теперь я порой думаю, что если бы тогда мы знали всё, что знаем теперь, то, может статься, взяться за это дело не решились бы вовсе»), а уж осложнений и неожиданных действий героев в «Хрониках» хоть отбавляй.

Хороший вышел чек-лист для рассказчика.

Литература для спикера

Какие книги я бы рекомендовал читать человеку, постигающему мастерство презентаций и публичных выступлений? Рона Хоффа? Джерри Вайссмана? Гарра Рейнольдса? Нэнси Дуарте? Джина Желязны? Конечно. Но во вторую очередь.

А в первую: О. Генри, Ремарка, Чехова, Гессе, Веллера, Твена, Булгакова, Уайльда, Зощенко, Оруэлла, Довлатова, Лондона, Ильфа&Петрова, Хемингуэя, Гоголя, Сент-Экзюпери, Стругацких, Сэлинджера, Беляева, Гашека, Горина, Моэма, Пелевина, Шоу, Успенского, Янссон, Коваля, Ницше, Лема, Маяковского, Коупленда, Войнович, Абэ, Керуака, Грина, Цвейга, Куприна, Кэрролла, Шварца, Маркеса, Жванецкого, Азимова, Губермана, Мисиму, Чапека.

Как написать китайское стихотворение

Хорошо известного японского поэта спросили, как написать китайское стихотворение.

«Обычно, китайское стихотворение состоит из четырех строк,— объяснил он. Первая строка содержит начальную фазу, вторая — продолжение этой фазы, третья отворачивается от нее и начинает новую фазу, четвертая объединяет все три».

Это иллюстрирует популярная японская песенка:

Две дочери торговца шелком жили в Киото.
Старшей было 20, младшей 18.
Солдат может сразить мечом,
А эти девушки — своими глазами.

«101 история дзен»

Сила идеи в простоте

В 1969 году в июньском номере журнала Industrial Marketing была опубликована статья Джека Траута «Позиционирование — игра, в которую играют люди на современном „и-я-тоже“ рынке» (Jack Trout: Positioning is a Game People Play in Today’s Me-Too Marketplace, Industrial Marketing, Vol.54, No.6, June 1969, pp.51-55). С этого момента началось восхождение Джека Траута на Олимп бизнес-консалтинга.

Написанная совместно с Элом Райсом книга «Позиционирование: битва за узнаваемость» (Positioning: The Battle for Your Mind) стала Кораном для маркетологов (Библией я бы назвал «Основы маркетинга» или «Маркетинг менеджмент» Филипа Котлера). Несмотря на излишнее упрощение и частую нестыковку с практикой, считаю чтение книги Траута и Райса обязательным для каждого маркетолога.

Самое примечательное же для меня в творческой биографии Джека Траута — то, что своими достижениями он обязан одной-единственной идее:

Для успеха на высококонкурентном рынке необходимо занять свою «нишу» в сознании потребителя.

Джек Траут не только предложил концепцию позиционирования, но и сам ей неуклонно следовал. Мне представляется, что именно в этом главный урок Траута: будь прост и последователен. Римский полководец и политик Катон Старший, у меня нет сомнений, согласился бы с этим.

И, конечно, цитата из той самой книги «Позиционирование: битва за узнаваемость»:

В нашем сверхкоммуникативном обществе наилучшим способом донесения желаемой информации до получателя являются сверхпростые сообщения. ...Отбросить все неясности, упростить, а потом, если вы хотите, чтобы его впечатление надолго осталось в памяти потребителей, еще раз упростить.

Георгий Почепцов — человек Слова

Как работает со словом известный специалист в области массовых коммуникаций Георгий Георгиевич Почепцов.

Игорь Василевский: Георгий Георгиевич, много ли Вы читаете? Как менялись Ваши читательские вкусы и привычки?

Георгий Почепцов: Есть периоды, когда человек читает очень много. Для меня это была школа, последние классы, потом, наверное, студенчество. В это время человек находится в поиске, ему все интересно. Потом с возрастом широкие интересы меняются на узкие. Так что на сегодня я стал гораздо меньше читать, особенно, что касается, разнообразия. Сейчас период еще большего сужение — я перечитываю домашние книги. Как оказалось, каждый раз ты видишь совершенно другое. Ведь по сути чтение — это перечитывание знакомого. Именно так происходит с музыкой, люди любят то, что они уже слышали.

Языковое чутье

Некоторым полезным навыкам, как и некоторым дурным привычкам, нельзя научиться, но их можно приобрести. Например, языковое чутье. Эта способность распознавать и использовать все богатство оттенков и нюансов отдельно взятого языка крайне полезна не только писателю, но и любому представителю «разговорного жанра», например, продавцу.

Бизнес-тренинги тут не помогут. Тут, перефразируя профессора Преображенского, надо читать и слушать, читать и слушать лучшие образчики письменной и устной речи. И это тот случай, когда сам процесс подготовки доставляет немалое удовольствие.

Уловка 2042

Я вспомнил: когда-то один человек в сером костюме сказал мне во время допроса: «Будь вы дураком, мы бы вам все простили. Но вы не дурак и хорошо понимаете, что именно содержится в ваших писаниях». Но он был не прав, потому что на самом — то деле я был дурак. Если бы я был умный, я бы выдавал себя за дурака. Но я был дурак и потому выдавал себя за умного. Однако за шестьдесят с лишним лет, прошедших с тех пор, я все-таки поумнел. И я самым решительным образом стал уверять Искрину в своей глупости и отсталости. Чем она, как показалось мне, была обескуражена.

Владимир Войнович. Москва 2042

Пророчество — самая спокойная профессия на свете

Пророчество — самая спокойная профессия на свете. Когда на вас накатывает дух прорицания, вы берете свой рассудок, кладете его куда-нибудь в прохладное место, чтобы он не испортился, и принимаетесь работать языком: язык работает вхолостую, без участия рассудка; в результате получается пророчество.

Марк Твен. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура

Причудология Ричарда Вайзмана

    Интересно ли вам узнать:
  • Почему женщине лучше доверить мужчине написание объявления о знакомстве?
  • Почему мужчин лучше кадрить в слегка экстремальной ситуации?
  • Почему позитивный настрой создает удачу?
  • Почему распознать ложь проще с закрытыми глазами?
  • Почему перед экзаменом стоит познакомиться с биографией известного ученого?
  • Почему официанту рекомендуется обращаться к клиенту по имени и касаться его руки?
  • Почему в винном магазине должна звучать классическая музыка?

Тогда читайте книгу Ричарда Вайзмана «Причудология» (Quirkology by Richard Wiseman). Название русского перевода — «Странная логика наших поступков», и это единственный недостаток книги.

А еще подпишитесь на канал Ричарда на Youtube.