Эмоциональный искусственный интеллект
«Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Так называется известный научно-фантастический роман Филипа Дика, написанный в 1968 году. По нему в 1982 году был снят еще более известный фильм «Бегущий по лезвию». По сюжету искусственно созданные андроиды настолько подобны людям, что исключительно способность к эмпатии различает одних и других. Главный герой романа Рик Декард выслеживает и уничтожает беглых роботов, но даже он сомневается в том, что андроид принципиально отличается от человека.
А что если искусственный интеллект действительно станет эмоциональным? Что тогда? Технологическая сингулярность? Или повышение эффективности работы чувствующих алгоритмов?
Эмоции — появившийся в ходе долгой эволюции способ отражения изменяющейся реальности. Эмоции помогают максимально быстро — хотя и не всегда эффективно — отреагировать на опасность или возможность. Эмоции помогают сохранить жизнь здесь и сейчас, а также надежно сохранить образ угрожающей или благоприятной ситуации на будущее.
Не все живые организмы испытывают эмоции. Эмоции — прерогатива существ с относительно сложным поведением. Самое сложное животное — это homo sapiens. Но даже для человека разумного постулаты «обычной» теории вероятности весьма контринтуитивны. Компьютерные системы, напротив, способны хранить, быстро и эффективно обрабатывать огромные массивы данных. Зачем компьютеру эмоции — решительно непонятно. Рыбе ласты не нужны, рыба и так хорошо плавает.
Творит ли искусственный интеллект?
Художественное произведение — это высказывание человека, находящегося в конкретной точке пространства-времени, обладающего уникальным сочетанием знаний, опыта и характера, профессионального взгляда и почерка, сиюминутного настроения и всплеска эмоций. Уникальность помноженная на уникальность. Чёрный супрематический квадрат Казимира Малевича — пример такого высказывания и потому является настоящим произведением искусства.
Компьютерный алгоритм произведёт идеальный квадрат, безупречный каллиграфический символ энсо, убедительный рисунок в манере Рафаэля Санти или хокку в узнаваемом стиле Басё. Но это будет не произведение, а продукт массового производства (пусть и произведенный в единичном экземпляре). Чего-то во всём этом будет не хватать. Человек верующий сказал бы, что не хватает души.
Искусственный интеллект — великолепный инструмент для множества задач (особенно аналитических). Сформированный алгоритмом искусственного интеллекта SEO-текст будет идеален для алгоритма поисковой системы. А для человека? Пока мне представляется, что контент, сгенерированный искусственным интеллектом, предназначен для искусственного же интеллекта. На то он и «контент».
P. S. Сам себе я могу возразить так. Неважно испытывал ли алгоритм эмоции, создавая свое произведение,— важно только то, какие эмоции испытал человек, который это увидел или услышал.
Говорит и показывает…
26 сентября 1960 года состоялись теледебаты кандидата от партии республиканцев вице-президент Ричарда Никсона и кандидата от партии демократов сенатора Джона Кеннеди. В качестве модератора выступил известный телеведущий Говард Смит. Это были первые теледебаты кандидатов в Президенты США. Часть аудитории следила за исторической дуэлью по радио.
Что в итоге? Опрос телезрителей выявил их уверенность в победе Кеннеди, опрос радиослушателей — Никсона (в действительности эти выборы Никсон проиграл, но занимал президентский пост в 1968 и 1972 годах). Почему так разнились мнения телезрителей и радиослушателей? Картинка победила звук. Перед дебатами Никсон отказался наносить грим и под жарким студийным светом выглядел потным.
Перед своей презентацией продумайте, что и как вы скажете своим внешним видом.
Правило третей в презентации
При прочих равных фотография бьет клипарт, как флеш-рояль пару. Источников фотографий сегодня не счесть: от смартфона и Flickr до многочисленных фотобанков. Но делая свой снимок или редактируя чужой, рекомендуется соблюсти простой и эффективный метод композиции — «правило третей» (The Rule of Thirds).
Изображение выглядит более живо и привлекательно, если ключевые объекты располагаются на пересечениях воображаемых вертикальных и горизонтальных линий, разделяющих снимок на девять равных частей. Симметрия и объект в центре снимка делают фотографию статичной и скучной.
Конечно, правило третей не жесткое требование, а ориентир. Более того, профессионалы могут намеренно нарушать это (например, подчеркнуть симметрию) и другие правила композиции. Но тут важное слово — «намеренно».
Любопытно, что впервые правило третей было сформулировано Джоном Смитом (John Thomas Smith) в его книге Remarks on Rural Scenery в далеком 1797 применительно к живописи.
Акценты — не только цвет
Самый очевидный способ сделать акцент на части содержимого слайда презентации — выделение цветом. Цвет должен контрастировать (по яркости и/или по оттенку) с основным набором и фоном слайда.
Проблема может заключаться в том, что в большой аудитории с некоторой вероятностью окажутся люди, неспособные различать один или несколько цветов. Дальтонизм более распространен среди мужчин (до 8%). Чаще всего нарушено распознавание красного и зеленого цветов.
Об этом следует помнить и дополнять цветовое выделение другими средствами, например, начертанием шрифта.
Меньше — больше
Во времена оные, ещё до исторического материализма музыка распространялась посредством переписывания на бобины и кассеты записей, добытых у приятелей и дальних знакомых. Лучший вариант, конечно, был — отдаться в руки в пиратов. Но…
Но компакт-кассеты были и в дефиците, и в цене, особенно «фирменные» (мы же не будем в серьезном разговоре, как наш, упоминать МК-60?!). Услуги пиратов тоже стоили денег, а потому выбор, что именно записать на с трудом добытые кассету и сбережения, был очень непрост. Поэтому…
Поэтому сделанные записи прослушивались со всей ответственностью и осознанностью. Несмотря на качество используемой аудиотехники (не путать Audio-Technica!) и самой записи. Тот самый теплый и почти ламповый звук!
Звуки, мелодии и ритмы зарубежной эстрады нынче в полном доступе. Послушать можно всё, что угодно. Бесплатно и даже без пиратов (прошу не забывать, что «глобальное потепление, землетрясения, ураганы и другие стихийные бедствия являются прямым следствием сокращения числа пиратов с XIX века»!), однако…
Однако! …
Однако, «это вам не это!»
Ограниченный доступ рождал осознанный спрос.
Изобилие привело к небрежности и поверхностности.
Чем меньше, тем…
Тем больше. Тем глубже. Тем сильнее.
Media Pointer 100 — 100%-ное попадание
Пульт дистанционного управления слайд-презентацией — чертовски удобная штука. К сожалению, их выбор невелик, а оптимальное из увиденных мной устройств вообще снято с производства. Но при известном везении его все еще можно найти. Свой экземпляр я купил несколько лет назад за смешные деньги. Речь идет о модели Genius Media Pointer 100. Пульт небольшой, легкий, с крошечным передатчиком. На мой взгляд, единственный минус — отсутствие выключателя питания.
Новая модель Genius Wireless Ring Presenter выполнена в форме кольца, надеваемого на палец руки, — по-своему удобно. Что нового-интересного: литий-ионный аккумулятор, заряжаемый через стандартный microUSB разъем, отключение питания, функции компьютерной мыши, крошечная сенсорная панель. И хотя последние опции спорные, казалось бы, «нужно брать!» Увы, не стоит торопиться — в обновленной модели нет функции blank screen. И это веское основания для отказа от покупки. Я готов пожертвовать лазерной указкой, переключением Play/Exit, но только не возможностью одним нажатием включать/выключать проектор. Genius, верните blank screen, и я все прощу!
P. S. Пульты Logitech (Wireless Presenter R400 и Professional Presenter R800) имеют клавишу отключения экрана, но по своими размерам ощутимо крупнее, чем Genius Media Pointer 100. «Well, nobody’s perfect!» Osgood [shrugs].
Sozi — редактор нелинейных презентаций
В 2009 году сервис Prezi совершил маленькую революции в «индустрии» создания слайд-презентаций. Облачная технология разработки и демонстрации нелинейных презентаций (non-linear presentations) быстро завоевала своих сторонников и поклонников. В отличие от использования всем привычного PowerPoint создатель презентации в Prezi работает не с линейной последовательностью слайдов, а с единым полотном, приближая, удаляя и поворачивая объекты, как только ему заблагорассудится.
При всех своих достоинствах Prezi подходит не всем. Например, некоторые принципиальные противники проприетарного программного обеспечения попробовали создать альтернативы Prezi, но уже с открытым кодом и на базе свободных технологий (HTML, CSS, JavaScript, SVG). Так появился редактор презентаций Sozi.
Автор Sozi Гильям Саватон (Guillaume Savaton) пишет, что им двигал спортивный интерес и желание иметь редактор, соответствующий его индивидуальным потребностям.
Надо отдавать себе отчет, что решения, разработанные энтузиастами, могут уступать коммерческим аналогам в функциональности, качеству поддержки и скорости обновлений. Тем не менее, на сегодняшний день Sozi в некоторых случаях вполне может заменить PowerPoint и Prezi. Sozi легко устанавливается не только в Linux, но также в Windows и Mac OS X. Презентацию, созданную в Sozi, можно просмотреть в любом современном браузере.
Несколько своих слайд-презентаций я готовил в Sozi. Мне понравилось.
Спикер — это сообщение
Выбор докладчика — непоследний вопрос в подготовке презентации. Репутация и статус спикера способны привлечь ту или иную аудиторию, сообщить об уровне значимости мероприятия и темы выступления. В конце концов, индивидуальный стиль конкретного спикера может в большей или меньшей мере соответствовать контексту и контенту презентации.
Как сформулировал Маршалл Маклюэн в середине XX века: «The Medium is the Message» (в 1967 году Маклюэн совместно с дизайнером и фотографом Квентином Фиоре издал книгу The Medium is the Massage (название не опечатка).
А еще в XV веке в японском произведении «Лес чаньских изречений», составленном из высказываний китайских наставников и поэтов, сказано: «Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным». Уже тогда понимали, что спикер — это сообщение.